AzeriChild.info
русский
english

Счаcтливое детство в духе ненависти
Завтра эта ненависть коснется ВАС!
Главная
О проекте
Авторы
Отзывы
Контакты

Литература (проза и поэзия)

Смертельный урок дедушки
Автор: Гюнай Новруз

Жили-были дед и его единственный внук. Внук был для деда и сыном. Конечно, было время, у деда был свой дед, но сейчас он был один и был его внук. В прошлые времена дед, слышавший от своих бабушек и дедушек сказки про «джыртдана»1 не мог рассказывать своему внуку такие же сказки. Дед понимал, что хвалить джыртдана и представлять его ребенку в образе героя, было бы неправильно. «Ведь у этого народа были Даванширы2 и Бабеки»3,- размышлял дед и мысленно спорил сам с собой.

И дед начал, «Жил-был один лысый человек» ….

Дед вспомнил, что и сына взрастил на этих сказках, да и сам он слышал в свое время эту сказку. Отчего-то, от генетического влияния, или отчего-то другого, он понимал, что сейчас будет решаться будущая судьба малыша. Вдруг дед ощутил себя словно во сне, он закрыл глаза и, открыв их, почувствовал на себе горести прошедших лет.

Начав сказку про «лысого человека4», он внезапно перешел на армян. Словно он рассказывал это не только внуку, но и векам, поколениям, что будут впереди.

– Сынок, армяне-звери,- произнес дед.

И, начав сравнивать их со всеми дикими зверьми, дошел до выражения «армянские собаки». Молча и внимательно слушавший внук, недоверчиво посмотрел на деда.

– Что, сынок, не веришь?

И спросил деда маленький гражданин демократической страны:

– Дедушка, ты что, обманщик?

Спокойно и терпеливо:

– Почему, сынок?

– Знаешь дед, мне в школе, а еще раньше в детском садике рассказывали о диких зверях. Но ни про одного дикого зверя под названием «армянин», нам не рассказывали.

– Ай, бала, наших младенцев резали на куски, беременных женщин вспарывали штыками, говоря о «сладкой тюркской крови»5, эти звери!

– Не могу поверить!

– Поверь, сынок, поверь, ведь это говорит тебе родной дедушка.

– Дед, пока ты рассказывал, я вспомнил фильм «Фярьяд»6, где армянская девочка приносит воду умирающему от жажды азербайджанскому пленнику. Как же ее дед может быть зверем?

– Сынок, а геноцид в Ходжалы7 ты не вспоминаешь, не видишь перед глазами совершенные там зверства, или не хочешь видеть?

– Дедушка, раньше я был совсем маленьким, и мне не разрешали смотреть, а сейчас отец выключает телевизор, «старые кадры» говорит. К тому же, знаешь дед, вчера на уроке учительница, Агаева Роза-ханым8 сказала, что мы как народ, должны забыть подобные дни. Она сказала, что если мы не предадим забвению прошлое, в будущем нас ждут еще более ужасные вещи.

Образ учительницы, грозно трясущей пальцем и заявляющей «должны забыть» предстал перед глазами деда. Он вспомнил свои школьные годы. Ведь в те годы дед изучал историю не просто как предмет, а как науку, в одно время даже хотел стать историком. Он был в школе лучшим по истории, по советской истории. Он считался лидером не только в школе, но и в стране. Дед, напичканный советской историей , стал и свидетелем развала этой самой советской страны. Позже, он перенес в свою память историю тюрков из слов ученых и со страниц исследовательских трудов . Изучая изо дня в день историю азери-тюрок, он осознал, что советская история была построена на лжи и фальсификациях. Но уже было поздно, уже 19059 год повторился на глазах. Но он все никак не мог простить ни себя, ни свой народ..

Внук, видевший впервые в глазах своего деда злобу и ненависть, напомнил, что упомянутая учительница преподает им физику и всегда говорит: «Сила действия равна силе противодействия», также и в делах военных. К тому же, дед, наша учительница говорит: «мы не вправе винить армян. Потому, что история армянского геноцида известна всему миру. Ведь наши предки резали их, теперь они режут нас». Еще она нам рассказала про армию Великой Армении10. Сказала, что их солдаты столь же сильны как Вандам11. Как Вандам, представляешь?...

– Да, сынок, наверное, твоя учительница все верно говорит, – иронично заметил дед, – а последнее ее слово «вандам», как раз доказывает ее армянское происхождение. Ибо именно армяне продемонстрировали всему миру что такое «вандализм», разоряя тюркские земли и выпивая тюркскую кровь.

– Говорю же, дед, хоть она и учитель физики, но историю знает хорошо. Было бы хорошо, если б и уроки истории она вела. И без того, все, что нас интересует по истории, рассказывает именно она, и примечательные даты истории напоминает нам и значение объясняет.

- А вы не напоминаете ей 1905 год? Почему не говорите, что «мы на протяжении всей истории прощали вас, а вы как пришли дикарями, так ими и остались?

– Знаешь дед, мы историю то знаем только благодаря Розе-ханум. И тому есть причина. Учитель истории у нас нормально не проводит уроки, говорит что «гуманитарные предметы вы изучите в 11 классе у репетиторов». Вот теперь скажи, как я могу привести примеры и задавать вопросы, не зная даже исторической хронологии, тем более человеку, в совершенстве знающему историю?

– Хорошо, мой умный внук, раз не знаешь про 1905 год, не разрешают смотреть про 1992 год, ты хоть знаешь что такое « сойгырым»12?

– Разделив слово на составляющие части «сой» и «гырым», могу сказать, что речь идет об уничтожении какого-то народа.

– Молодец, сынок! Это тоже объяснила твоя учительница?

– Нет, дедушка. Это я узнал из уроков языка и литературы. Я же очень люблю литературу. Именно читаю различную литературу, я узнал, что такое человечность.

–  Ай, сынок, тебе самое время изучать историю. Ты обязан знать многократные геноциды нашего народа, чтобы сам вновь не наткнулся на очередной штык врага. Учись, сынок, учи историю своей нации.

– Да, дед-джан, ты сказал слово «нация», я вспомнил еще, что говорила моя учительница. Она сказала, мы не нация, просто, будучи одним из многочисленных народов, проживаем на территории Азербайджана. Вообще кто были предками азербайджанцев, истории неизвестно.

Эти слова из уст внука, повергли деда в шок, у него схватило сердце, и он умер …

Наверное, и другие ученики учительницы Розы-ханум в растерянности. Их дедушки и бабушки в ожидании не трех яблок падающих с неба, как это всегда бывает в конце сказки, а в ожидании смерти, чтобы избежать участи новой встречи со зверствами армян.

Баку 2012 г.

Оригинал
Копия
Скриншот


1 Джыртдана - один из самых популярных детских персонажей азербайджанских сказок
2 Джаваншир - князь Кавказской Албании из династии Михранидов, правитель феодального владения Гардман в Кавказской Албании, являвшегося личным доменом династии. Отец Джеваншира, Вараз Григор Михранид, стал первым правителем Гардмана, получившим титул князя всей Албании. Вместе с армянским князем Мушегом Мамиконяном и владетелем армянской области Сюник Григорием участвовал в сражении против арабов у Кадисии (637) на стороне сасанидских войск.
3 Бабек - Руководитель иранского национального восстания против Арабского халифата с центром в Северо-Западном Иране, в провинции Азербайджан (ныне Иранский Азербайджан, к Республике Азербайджан не имеет никакого отношения) некоторые области Ирана и Закавказья.
4 Кечал – герой сказок
5 В другой интерпретации армянам приписывается мнение о «грязной тюркской крови», что не соответствует действительности. Миф из серии «армяне с детства шепчут на ухо …»
6 Фярьяд - популярный в Азербайджане фильм, режиссера и актера Джейхуна Мирзоева
7 Трагические события во время войны в 1992 году, когда на подступах к г. Агдаму, при невыясненных обстоятельствах погибло несколько сот человек, умышленно удерживаемых властями Азербайджана в эпицентре боевых действий. Подробнее http://xocali.tv/
8 Здесь – госпожа, мадам
9 Подразумевается армяно-татарская резня 1905 года, считающаяся в Азербайджане одним из многочисленных геноцидов азербайджанского народа. Пдробнее http://baku.am
10 Великая Армения – идефикс современной азербайджанской историографии и педагогики, непоследовательно, то декларируемая, то отрицаемая, занимающая большее место и значение в Азербайджане, нежели в самой Армении.
11 Жан-Клод Ван Дамм
12 Геноцид, (аз.)

 



Вернуться

Комментарии

HTML Comment Box Идет загрузка...