AzeriChild.info
русский
english

Счаcтливое детство в духе ненависти
Завтра эта ненависть коснется ВАС!
Главная
О проекте
Авторы
Отзывы
Контакты

Зазеркалье

Три поколения азербайджанцев о Лачине и об армянах
Источник: Modern.az

Сайт Modern.az проводит опрос трех поколений (дед, бабушка, дети, внуки) выходцев из Карабаха и примыкающих к нему семи районов. На этот раз респондентами стали бывшие лачинцы.

Опрос проводится на тему « Как и что вы помните про Лачин?»

Первое поколение:

Отправленное изображение80-летний дед Алмамед, живущий в общежитии №2 был единственным представителем этого поколения. Узнав о наших намерениях, он с болью в сердце сказал:

- Ай, бала1, о чем вы говорите, разве остался кто-то из моих ровесников чтобы побеседовать о Лачине? Иногда в мечтах хочется вновь побывать в тех местах. Но, чтобы делиться воспоминаниями не нахожу ни одного ровесника. Все ушли из этой жизни. (Порой корит себя за то, что сам остался в живых).

Нас, обманув, вынудили покинуть наши земли. Сказали, что поедете в город Лачин, потом вернетесь. Иначе я никогда не ушел бы из своего села. Иногда горю сам себе, Ай Аллах, хотя бы вернули б те земли, хоть раз сев на коня прошелся бы по родным местам, выпил бы воды из родников.

Ай, Аллах, лучше бы остаться там и умереть, чем жить здесь.

Второе поколение:

Дядя Тахир Тетя Фарханда из села Гюлябирд Лачинского района. Ей 49 лет. Говорит, что 3 раза пережила участь беженца.

«Сначала в 1992 году, приехали в Сумгаит, но не смогли там жить. Снова вернулись в село. Затем обстановка вновь накалилась и вынуждена была вновь вернуться в Сумгаит к родственникам. Муж и брат погибли в Лачине.

Снова вернулись в родной район, но после взятия армянами Шуши, вместе с 4-мя детьми приехала в Баку. Отец нас привел в это общежитие».

Тетя Фарханда с ностальгией вспоминает о родном доме:

- В летнее время мы вообще не заходили домой. Все время во дворе, в огороде, сажали, сеяли, ухаживали. В наших краях даже птичье молоко можно было найти. Уж лучше бы умерли и остались там».

Дядя Тахир, называет Лачин «орлиным гнездом».

- Красоту Лачина нельзя забыть. Представьте, раньше Лачин давал стране 150 тысяч тон мяса, меда, молока. Я скучаю по каждому камню, дереву, по воде и воздуху.

Работающий ныне учителем географии. 51-летний дядя Тахир, говорит, что о намечающемся предательстве армян знал еще с тех пор, когда они на скалах Лачина выбивали кресты2. « Я своим геологическим молотком превращал эти кресты в полумесяц и звезду.

В обычные время у нас были тесные связи с армянами. Часто приезжали к нам в село.

Но потом, защищающих нас армян убили в Ханкенди. Среди нас вели пропаганду, что места эти бедные, покиньте, уезжайте. А еще ранее, армяне приходили на разведку, приводили с собой зарубежных журналистов, рассказывали им, что Лачин их земля.

Армянские дети, с малых лет говорили, что Карабах всегда принадлежал им, что Султан бек3 был плохим человеком, притеснял армян. Так формировались в армянских детях враждебность и ненависть к тюркам4.

Свои интриги они проводили и над нашими больными. Так у людей, прооперированных в Ханкендинской больнице, из живота извлекали часы, ножницы. Оказывается, даже таким путем, они совершали убийства5.

Третье поколение:

23 летний Имран23 летний Имран, ему было 2 года, когда семья выехала из Лачина, по дороге автобус перевернулся и мать погибла.

«Сказать по правде ничего не помню про Лачин. Представляю только по рассказам отца, по прочитанному. У меня есть даже аудиозапись с голосом бабушки, я ее храню, возможно, когда-нибудь она нам пригодится. Когда вижу кадры из Ходжалы6, написанное Зорием Балаяном7, думаю, это не должно остаться безнаказанным. Что же касается страха и ужаса перед армянами среди молодежи, то Мубариз Ибрагимов8 сломал этот стереотип. Не думаю, что после этого страх остался».



Ученик 5 класса ГисметУченик 5 класса Гисмет тоже из села Гюлябирд Лачинского района. Сказанное им представляем вашему вниманию в неизменном виде:

«Лачин – место, где родились отец и мать, моя родина. Ныне эти места в руках подлых армян.

Они плохие, жестокие люди. Но их не надо бояться, они слабые люд и  слабое государство».

- Что ты пишешь в сочинениях о Лачине?

-Пишу о том, как нас изгнали, пишу о красоте родины.

-Какие реки знаешь в Лачине?

- Отец рассказывал про реку Хекери. Для того, чтобы Лачин стал наши, нам нужна сильная армия, чтобы убить армян и вернуть земли.

-По-твоему, кто больше любит Лачин, какой-нибудь армянский ребенок, или ты?

-Конечно я. Потому что там наши земли. Они же сами себе напридумали.

-Когда Лачин будет нашим?

- Когда вернем назад. Время настало, потихоньку добьемся своего. Повзрослев, я буду храбрым, как Мубариз и верну наши земли. Если в руки попадет армянский ребенок, я его убью. Сделаю все, что они сделали в Ходжалы. В моем сердце к ним есть ненависть.

- С врагом должны воевать только на поле боя?

- С армянами надо везде, даже в спорте. Армянские дети всегда говорили, что Султанбек был плохим человеком и изгнал их из Лачина. Они воспринимали наших героев как врагов и ненавидели их.

-А ты, каких надуманных героев армян знаешь и ненавидишь их?

-Не знаю…»


10-летняя Айсель10-летняя Айсель учится в 3-ем классе:

- Армяне – наши враги. Они плохие люди. Они убивают людей. Они хотят отобрать у нас наши земли. Хотят убить население, детей. Мне мать рассказывала.

- А кого знаешь из наших национальных героев?

- Знаю Мубариза. В Лачине сейчас живут армяне. Если увижу армянского ребенка, убью его.

 

дошкольник АйханСамый младший, дошкольник Айхан хоть и не решился убить армянского ребенка, заявил что побьет его, чтобы отомстить.

 

 

 

 

Оригинал
Копия
Скриншот


1 Ай, бала – форма обращения «сынок», «дитя мое», «доченька»
2 Побывав в Лачине, нам не удалось обнаружить на скалах выбитые кресты, как, впрочем, и полумесяцы со звездами, в которые автор, по своему утверждению, превращал эти кресты.
3 Султан бек - Имя Султанбека Султанова в истории Карабаха неразрывно связано с именем его брата Хосровбека. Оба брата — выходцы из состоятельной курдской семьи в Зангезуре — еще в царское время примкнули к партии "Мусават" и активно участвовали в пантюркистском движении. Оба брата были известны среди армян Азербайджана как ненавистники армянского народа. Старший брат Хосровбек, будучи военным министром АДР, был напрямую причастен к массовой резне армян в Баку, которая произошла в сентябре 1918 года. Братья Хосрова, Султан и Искендер, по свидетельствам армянских очевидцев, еще раньше выделялись особым изуверством во время вооруженных кавалерийских нападений на зангезурские и карабахские селения, где проживали армяне. >>
… Одновременно с событиями в Шуше, азербайджанцы разгромили несколько армянских сел. 5 июня вооружённый отряд под предводительством Султан-бека Султанова (брата губернатора) полностью вырезал село Гайбаллу (армянск. Гайбалушен, было известно также как Кайбалукенд), находившееся, как особо отметили англичане, «непосредственно под Шушой на виду из дома Султанова». По данным англичан, из 700 жителей села в живых осталось 11 мужчин и 87 женщин и детей. Азербайджанский офицер, остановивший погромы двух армянских селений, был наказан Султановым. Основываясь на этих фактах, представитель английского командования полковник Клотерберг в своем докладе требовал отдачи Султанова под суд. >>
4 Фактов, подтверждающих данное утверждение, как не было, так и нет, по сей день. Хотя обращения армянской стороны предоставить их звучали неоднократно  и безрезультатно.
5 Миф, довольно распространенный в Азербайджане, не нашедший подтверждения ни в одном уголовном или административном расследовании. Следует учесть, что автор имеет ввиду советское время, когда случаи подобного рода не могли оставаться незамеченными, поскольку с 1991 года, с момента блокады и артобстрелов Степанакерта со стороны Азербайджана, азербайджанцы вряд ли могли лечиться в «ханкендинских» больницах.
6 http://xocali.net
7 Речь идет о приписываемых Зорию Балаяну произведениях и неких "откровениях", которые присутствуют в Интернете в виде цитат, публикуемых исключительно азербайджанскими источниками. Цельную книгу, несмотря на неоднократные просьбы и требования, азербайджанская сторона так до сих пор и не представила. Согласно признанию одного из деятелей азербайджанской пропаганды, Балаян никогда не писал ничего подобного. «C’mon. It’s BS, take it easy. Balayan and Daud never wrote these books. One of the best victories of our propaganda».
8 Мубариз Ибрагимов – солдат азербайджанской армии, в период действия соглашения о прекращении огня (подписан в 1994-м году в Бишкеке), проник на армянские позиции, убив спящих солдат Армии обороны НКР. Сам был убит армянским солдатом.

Вернуться