«Вы посмотрите, о чем поют наши ашуги на свадьбах, посмотрите на тех, кто слушает их.
Слушатели приходят в такое состояние, что если в этот момент даже «отрезать мясо тюрка-нувориша»1, никто не заметит2. И, как только свадьба закончится, и ашуги уйдут по своим домам, в течение еще 5-10 дней, дети на улицах будут напевать строки из песен ашугов и покрывать3 ошибки и грехи друг друга.
И причиной тому то, что наши поэты, слагающие стихи далеки от науки и образования. Их сознательность на низком уровне, их глаза закрыты, и беды наши им не кажутся актуальными и не выстраданы ими. Например, известно, что в Баку на улицах города не обходится ни одна ночь без нападений на людей, избиений, грабежей и даже убийств.
Разве эти дела как-то влияют на наших людей? Воистину нет. Если бы оказывало влияние, мы не были в таком положении. Ровно таковы и наши поэты. Они не выносят уроки из таких мерзких деяний и не пишут назидательные стихи.
Стихи о мечтах и грезах – величайшее средство и инструмент для пробуждения ото сна наших братьев.
А вот наши соседи армяне, такими стихами проделывают большую работу. В это самое время, на улицах их городов и сел, от дома к дому ходят слепые певцы-ашуги с таром4 в руках, держась за руку какого-то ребенка. Знаете, хоть о чем они поют? Они поют об истории Армении, о славных и горестных днях своего народа, поют о тирании и страданиях, причиненных им Османским государством , читают другие поучительные стихи. Поэтому, когда наступает час общенационального дела, все армяне встают как один человек и действуют сообща.
То, что мы не такие это грех?
(Hayat-8 января. 1906г с. 244-245)
2 здесь имеется ввиду, что настолько увлечены, что ничего не заметят
3 Здесь: находить оправдание
4 Тар - музыкальный инструмент