AzeriChild.info
русский
english

Счаcтливое детство в духе ненависти
Завтра эта ненависть коснется ВАС!
Главная
О проекте
Авторы
Отзывы
Контакты

Публицистика

Проповедь ахунда и священника
Автор: Мирза Джалил

Представляем вашему вниманию произведение азербайджанского автора Джалиля Мамедкулизаде (Мирзы Джалила)«Проповедь ахунда и священника» (1906 г).

В Эриваньской губернии было одно село под названием Саманлы. Полсела были армяне, вторая половина-мусульмане. Как-то, сев на коня , я поехал туда в гости к одному землевладельцу по имени Рагимбей. Дело было летом, сидя на лошади, я свободно просматривал дворы села обнесенные низкими заборами.

В одном из дворов, сидя в тени дерева, армянский мальчишка читал книгу.

В другом, 12-13-летний мусульманский мальчик, привязав кота за хвост, бегал из одного конца двора в другой, под истошные крики тащимого им задом наперед несчастного животного.

В одном дворе армянка кормила кур, в другом дворе, вернее, на улице у “арха” (канала) мусульманка стирала белье.

В одном дворе, под большим тутовым деревом сидели и обедали несколько армян. Священник, встав и подняв правую руку начал свою речь. Я уже прошел было этот двор, но, услышав одно слово из его уст, остановил коня. Зная армянский язык, я решил послушать, что скажет священник. Он трижды громким и твердым голосом произнес «hayreniq, hayreniq, hayreniq ( что означает на армянском – родина).

В этот момент с другой стороны улицы я услышал мусульманскую речь, продвинувшись чуть вперед, увидел сидящих на улице в тени дворовой стены четырех мусульман. Одного из них я узнал, это был ахунд Молла Гурбангули. У него в руках была какая-то книга. Молла читал ее и внимание селян было полностью приковано к нему

А священник в это время продолжал громким голосом:
-У армянского народа в этом мире есть три святости «родина», «нация» и «язык».
И покуда мы способны во имя этих трех ценностей к самопожертвованию, нам не страшны ни османские аскеры гамидийе, ни курды, ни русские жандармы.

После этих слов священника до меня донеслись слова ахунда Гурбангули, он читал:
- «Баби афтум ( седьмая глава).Если кто-либо во сне увидит «хаджемет» (кровососный сосуд), тот никогда в жизни не встретится с бедой, или неприятностями»

Священник же продолжал:
-Мои армянские братья, с момента сотворения мира и народов, наше племя подвергалось гнету и тирании со стороны многочисленных захватчиков.
Как муравьи под копытами лошадей, истреблялись тысячи моих соотечественников, но даже в тяжелейших ситуациях, испуская дух армянин произносит «родина, нация, язык».
Мои братья, запомните, даже если все народы мира, объединившись пойдут на нас, пока в нас есть готовность на жертвы во имя Родины, мы непобедимы.
«Кецце» (да здравствует) самоотверженный во имя Родины армянский народ!
«Кецце» погибшие за народ наши братья! Да здравствует наше Отечество!»

В это же время Молла Гурбангули продолжал:
- Ни в коем случае нельзя мочиться (справлять нужду) под деревом, у воды, нехорошо это, ибо джины могут нанести вред человеку. В среду, четверг и в нечетные дни нельзя посещать кладбище и баню, ибо в эти дни дивы (мифические существа) собираются на кладбищах и в банях, эти дни – их праздники. Увидят человека -причинят вред. Если же с кем случится такая беда. Незамедлительно приходите ко мне, я вам напишу специальную молитву»…

Журнал Мола Насреддин 7 июля 1906 года

Оригинал
Копия
Скриншот

Вернуться

Комментарии

HTML Comment Box Идет загрузка...