Любовь к Родине (по-армянски и по-мусульмански)
Автор: Мирза Джалил (Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде)
Журнал «Молла Насреддин», № 18, 1906 год
Карабахцы, оказавшись по воле судьбы вдали от родных мест, всяческим путем проявляли свою озабоченность судьбой соотечественников и свою любовь к родине.
Один из студентов Петербургского Университета, карабахский армянин, со страниц газеты «Новое Время», обращаясь к своим землякам-жителям Шуши, пишет: «Братья мои! Проклинаю тот день и час, когда я покинул Родину. Почему я не предвидел, что вы подвергнетесь такой беде? Почему меня там нет, чтобы иметь возможность быть плечом к плечу с моими любимыми братьями, оказать помощь и поддержку несчастным людям, перенесшим страдания. Ах! Пишу эти слова и плачу, как ребенок. Нет сил больше оставаться тут, выезжаю к вам первым же поездом!».
Вторым, преисполненным заботой о земляках был господин Сейфулла Каджар из рода шушинских принцев. В газету «Тифлисский листок» обратился вышеупомянутый с письмом следующего содержания: «Господин журналист (редактор), прошу Вас разместить в вашей любимой нами газете мое письмо. В номере 156 вашей газеты, сообщалось о событиях в Шуше и о том, что среди сожженых якобы был и дом одного из принцев (род шахзаде), чей дом мусульмане превратили в огневую позицию. Боясь, что эти сведения могут быть поняты и истолкованы по разному, спешу сообщить, что после смерти главы рода Шахзаде Мирзы Бахмана в 1884 году, его сыновья, покинули Карабах и разбрелись кто куда. Ибо Шуша самое тоскливое место для жизни и никакого удовольствия в тамошней жизни нет. С того времени и до сих пор представители этого рода живут разных концах России, а последняя семья рода Шахзаде покинула город еще со времен первой-армяно-мусульманской войны и переехала жить в город Владикавказ.. Так что с тех пор дом рода шахзаде пустовал и дом этот сначала сожгли а потом превратили для себя в огневую позицию. И что же нам делать?».
Примечание: Азербайджанская «525-я газета» опубликовала анализ указанного произведения Мирзы Джалила азербайджанским литературным критиком Руфиком Исмайловым, который пришел к выводу, что этим рассказом писатель хотел показать, что русская пресса в армяно-мусульманском противостоянии полностью на стороне армян.
«Ибо, как видим, газета «Новое время» опубликовала письмо армянина», - пишет Р. Исмайлов, добавив, что позиция русской прессы совпадает с армянской версией. А Мирза Джалил показывает, тем самым, проармянскость российской прессы.
Вот про что этот рассказ.